RosBizInfo.ru - Бизнес-Каталог товаров и услуг России     Войти в личный кабинет | разработка корпоративного сайта  
ГК «Глобальные Синергетические Системы»
ГК «Глобальные Синергетические Системы»
Адрес: 190***, г.Санкт-Петербург, Вознесенский пр-кт, д.45 литер “А”, пом.26Н
Телефон: +7(812)310-44***; +7(911)137-94***
Связаться с нами
ГК «Глобальные Синергетические Системы» > Статьи > Расходы фирмы: типы классификации и способы расчёта
Найти
Расходы фирмы: типы классификации и способы расчёта
Расходы фирмы: типы классификации и способы расчёта
Расходы фирмы: типы классификации и способы расчёта «В финансовой отчётности исторически сложились три принятых формы – BS (балансовый отчёт), IS (отчёт о прибылях и убытках) и CF (отчёт о движении денежных средств). Финансовые модели конструируют будущие периоды всех трех видов отчётности. В основе такой процедуры лежит внутренняя взаимосвязь всех трех видов отчётов. По любым двум отчётам можно рассчитать остающийся третий. Исторически первыми формами отчётности были BS и IS – их изобрели едва ли не в Италии XIII века. А вот CF в первой примитивной форме возник только в 1863 году, стал более-менее общепринятым только в 1970-х гг., но вплоть до 1987 года не был даже обязательным». В международных учетных системах, как GAAP и IFRS/IAS, принято выделять следующие категории расходов, которые чаще всего появляются в IS: 
  1. COGS – Cost of Goods Sold (стоимость проданных товаров). Это себестоимость проданных товаров и услуг, чаще всего понимаемая как цена учёта складских запасов. 
  2. PPE – Property, Plant & Equipment (имущество, производство и оборудование). Это основные активы и недвижимость фирмы, являющиеся, в том числе, базой для учёта амортизации. Сюда также включается интеллектуальная собственность – патенты, торговые марки, исключительные права и другие сходные объекты.
  3. R&D – Research and Development (не самый удачный русский перевод еще советской эпохи – «научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки», «НИОКР»). Это средства, затрачиваемые на создание новых продуктов и услуг, а также создание новой интеллектуальной собственности (но не ее приобретение – см.ниже!). 
  4. SG&A – Sales, General & Administrative (продажи, общие и административные). Это расходы, обезпечивающие текущую деятельность фирмы. Сюда включаются зарплаты персонала, занятого в продажах, развитии бизнес и маркетинге, зарплаты руководящего и административного персонала и расходы на эти виды деятельности: продвижение, рекламу, командировки, аренду помещений, связь. 
  5. D&A – Depreciation and Amortization (амортизация материальных и нематериальных объектов). Это неденежный расход, который отражает сокращение полезной жизни активов. Обратите внимание, что в англоязычном жаргоне амортизация материальных объектов именуется depreciation, а нематериальных – amortization, в то время как в русском языке термин един.
  6. Extraordinary (экстраординарные). Сюда, как мы уже заметили ранее, входят выплаты по решениям суда и покупка имущества, не подпадающего в категорию PPE, то есть не предназначенного для осуществления постоянной деловой деятельности. Их деловой смысл в том, что они имеют значение, но не повторяются.  
  7. Процентные расходы.
  8. Налоговые расходы.
Необходимое примечание к амортизационным расходам: D&A фигурируют в IS, на CF они оказывают лишь опосредованное влияние, за счёт эффекта на налогооблагаемую базу. Износ машин и сокращение срока действия прав интеллектуальной собственности можно рассматривать как способ превращения стоимости актива в стоимость производимого им товара. Этот процесс имеет значение только в силу того, что законодательство многих стран признает налоговые льготы на инвестиции в основной капитал, компенсирующие воспроизведение производственной базы – суммы амортизации позволено вычитать из налогооблагаемой базы. Если б такой льготы не существовало, суммы приобретения основных активов целиком бы списывались на расходы в момент приобретения, и в учёте амортизации не было бы смысла. Очень важно иметь в виду, что не очень широко известным бухгалтерским правилом предписано считать купленную интеллектуальную собственность активом, а вот произведенную самостоятельно – расходом. 

 

В старых финансовых отчётах и руководствах в строке D&A часто фигурирует подстрока goodwill (на русский часто не переводится, произносится «гудвил»). Это переплата сверх рыночной стоимости актива (или сверх чистой стоимости актива, если рыночная стоимость отсутствует), чаще всего возникающая, когда одна фирма приобретает другую. Скажем, в упоминавшейся ранее истории из «Швейка»  купец, заплативший 1800 крон за лавочку, за которую его конкурент предложил твердую цену 1200 крон, должен был бы внести в свои учётные книги 600 крон в виде переплаты за лидирующее положение на местном рынке. Начиная с 2001 года по GAAP и 2005 года по IFRS, однако, амортизация «гудвила» была ликвидирована. Поскольку стартап имеет намного больше шансов стать объектом приобретения, нежели приобретателем, особенности учёта переплат мы детально рассматривать не будем. 

 

Амортизация для стартапа может иметь значение в ситуации, когда его инвестиции в материальные и нематериальные активы значительны, но в современных условиях стартап все реже владеет основными активами и все чаще использует их как арендатор (помещения), лизингополучатель (производственные активы) или в виде услуги (сюда подпадают такие продукты, как «облачные» услуги, ASP, хостинг и пр.). Поэтому в данном пособии мы также не будем рассматривать учёт D&A дальше этих пояснений. 
Для целей финансового моделирования очень важно другое различие расходов – по их происхождению. Основные категории здесь таковы: 
  1. Постоянные. Это расходы, которые фирма несет независимо от того, что происходит с ее финансовыми результатами.
  2. Переменные. Эти расходы изменяются в зависимости от изменения финансовых результатов и других обстоятельств фирмы.
  3. Экстраординарные. Это та же категория, что и выше – одноразовых и не повторяемых расходов.

 

Постоянные расходы обусловлены либо самим фактом существования фирмы, либо ее перспективными планами деятельности. Такие расходы, как зарплата главы фирмы, юридические услуги, аренда помещений или плата за телефон и Интернет необходимы фирме независимо от ее финансовых результатов. Если фирма хочет разработать новый продукт и для этой цели держит штат инженеров, их зарплата – ее постоянный расход, так как его придется понести независимо от того, будет продаваться продукт или нет. 

 

Переменные расходы, напротив, определяются финансовыми результатами. Классический переменный расход – налог. НДС взимается с добавленной стоимости, налог с продаж – с оборота, социальный налог – с выплат сотрудникам. себестоимость является, как правило, переменным расходом. Чем больше фирма продает, тем больше она закупает сырья и энергии, и тем больше она тратит на складское хранение. Из этого правила бывают исключения – например, технологические особенности производства могут ограничивать его масштабирование или остановку. Например, нельзя остановить работу сталелитейного производства или нефтяной скважины, не понеся серьезных расходов на остановку и еще более серьезных расходов на повторный запуск производства. Поезд, который должен ходить по расписанию, тратит энергию независимо от числа пассажиров. Техническая поддержка продукта предусматривает заработную плату сотрудников независимо от того, есть ли запросы от пользователей или нет. 

 

Но переменные расходы также не сводятся только к материальным затратам на производство товаров или услуг. Может ли зарплата сотрудников быть переменным расходом? Да, если фирма покупает труд не по найму, а по временным договорам подряда и оказания услуг. Это распространенная практика в целом ряде индустрий, от строительства и разработки софта и сайтов до консалтинговых и юридических услуг. Представим  себе проект, требующий разовой компетенции, в которой фирма не заинтересована постоянно. Сотрудники (или целая фирма), нанятые на такой подряд, выполняют работу и получают оплату, которая прекращается после ее завершения. Неважно, наняли ли вы фрилансера написать интернет-магазин, сантехника починить кран или адвоката представлять вас на процессе – во всех случаях это переменный труд.  Чтобы завершить тему категорий расходов, введем понятие «атрибуции расходов». Атрибуция расходов – это определение их типологии на основе понимания бизнес-процесса, вызвавшего его. Типология расхода нужна нам для того, чтобы правильно определить алгоритм его исчисления. Расход должен быть либо определен в переменных модели, либо исчислен через его базу. 

 

Постоянные расходы, как правило, требуют для себя абсолютной переменной (или переменных). Когда их выводят через переменную-норматив, привязывающую их к продажам, марже или другим переменным показателям – они фактически обращаются в переменные. Переменные расходы, напротив, исчисляются через нормативную переменную – по доле или иной формуле от базы, создаваемой в ходе модели.   Схема правильного учёта расходов позволяет фирме вовремя увидеть проблемы, создаваемые масштабированием и ростом. Если постоянный расход принять за переменный, рост может вздуть затраты сверх разумной необходимости и спровоцировать фирму на привлечение ненужных инвестиций и кредитов или на неразумные траты. Представим себе бухгалтерию, где работают двое сотрудников – выписывают счета, делают платежи поставщикам, готовят отчёты. Если оборот фирмы вырастет в десять раз, модель может показать необходимость предусмотреть зарплаты бухгалтерии на 18 человек. Конечно, десятикратный рост оборота потребует увеличения работы по расчётам, но масштабирование персонала далеко не всегда будет линейным. Возможно, с этой работой справятся 12, 5 или даже 3 сотрудника, особенно если учетная система правильно настроена, а средний счёт вырастет пропорционально. А если сделать обратную ошибку, приняв переменный расход за постоянный, последствия могут быть еще серьезнее: чем больше будут обороты, тем более будет ухудшаться денежная позиция фирмы. Конечно, скорее всего, это ухудшение произойдет не в жизни, а в модели,  но ужас аналитика при вид нарастающего как снежный ком ряда отрицательных значений – тоже неприятное и нередкое событие.  Таким образом, корректная финансовая модель фирмы требует корректной атрибуции расходов. 

Источник: http://delovoymir.biz/ru/upravlentsu/